Дети XX века

В музее современного искусства MoMA прошла амбициозная выставка Century of the Child, посвященная дизайну для детей ХХ века.

НОВОЕ СТОЛЕТИЕ, НОВЫЕ ДЕТИ, НОВОЕ ИСКУССТВО. 1900-1910 

Для многих дизайнеров, художников и реформаторов первое десятилетие ХХ века ознаменовало собой начало радикальных изменений в массовом сознании человечества. Живым символом таких изменений стали дети, символизирующие рождение новой эры. По всему миру прокатилась волна Ар-нуво. Идеология модерна, заключающаяся в единстве функциональности и художественности, в значительной степени повлияла на формирование мировоззрения юного поколения. Трансформировался взгляд на материальный мир, который приобрел изящные органические формы. Качественно изменилось и отношение к эстетическому образованию. Отныне художественный вкус прививается уже в детском саду. Движение Кindergarten Movement привнесло новые методики обучения, целью которых стало развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие.

CH2012.1955

Дизайн детской комнаты. Mariska Undi 1903

Настенная панель для детской комнаты “Царь-Лягушка”. Jessie M.King. 1912

Perspective drawing for Scotland Street public school, Charles Rennie Mackintosh, 1904

Перспективный чертеж для средней школы Scotland Street, Чарльз Ренни Макинтош, 1904

Школьные учебники. Talwin Morris

Школьные учебники. Talwin Morris

Teaching material by Marina Montessori 1920

Учебные материалы. Мария Монтессори, 1920

ИГРЫ В АВАНГАРДЕ. 1910-1930

Художественные и образовательные реформы, открывшие двадцатое столетие, задали тон авангардному течению во многих странах Европы. Последователи Нового художественного стиля смотрели на мир «невинными глазами» ребенка, они стремительно избавлялись от лишних орнаментов и деталей, постепенно возвращаясь к чистым формам человеческого опыта и языка. Необычная мебель, игрушки, интерьеры и книги дизайнеров-авангардистов помогали освободить детскую фантазию и способствовали формированию нового общества.

Cover of Vchera i Segodnia vy Samuil Marshak. Vladimir Lebedev. 1925

Обложка книги “Вчера и сегодня”, Самуил Маршак и Владимир Лебедев. 1925

Double-page spread from Vchera i Segodnia vy Samuil Marshak. Vladimir Lebedev. 1925

Разворот из книги “Вчера и сегодня”, Самуил Маршак и Владимир Лебедев. 1925

Design for child's bedroom. Giacomo Balla. 1917-18

Дизайн детской комнаты. Джакомо Балла. 1917-18

Child's wardrobe. Giacono Balla. 1918

Шкаф для детской комнаты. Джакомо Балла. 1918

Children's furniture. Cor Alons. 1926-27

Детская мебель. Cor Alons. 1926-27

Child's wheelbarrow. Gerrit Rietveld. 1923

Детская тачка. Геррит Ритвельд. 1923

Haus am Horn nursery furniture. Alma Siedoff-Buscher. 1923-24

Мебель для детской комнаты Haus am Horn. Alma Siedoff-Buscher. 1923-24

Dandanah - the fairy palace. Bruno Taut. 1919-1920

Детский конструктор из стекла Dandanah – the fairy palace. Bruno Taut. 1919-1920

Dandanah - the fairy palace. Bruno Taut. 1919-20

Детский конструктор из стекла Dandanah – the fairy palace. Bruno Taut. 1919-1920

Series of personifications of childhood misdeeds. Mina Podhajska. 1930

Детские деревянные игрушки. Mina Podhajska. 1930

Rhinoceros toy. Ladislav Sutnar.1930

Носорог. Ладислав Сутнар.1930

Decorative panel. Giacomo Balla. 1918

Декоративная панель. Джакомо Балла. 1918

Свет, воздух, здоровье. 1920-1940

Модернисты верили, что дети станут агентами системной модернизации традиционной культуры, глашатаями нового образа жизни, что утопическое общество будущего будет таким же простым и открытым, как юность. Дизайнеры создали новые современные школы и детские садики, где особое внимание уделялось интерактивным играм и физическому воспитанию. Новые игрушки знакомили детей с широким миром вещей и помогали им функционировать в современном индустриальном обществе.

Дети и политика. 1920-1940

Несмотря на романтический идеал беззаботной юности, дети были замешаны и в большой политике. Как символ семейной жизни, национальной идентичности и будущего они были одним из ключевых агитационных мотивов, вплоть до Второй мировой войны. В это время множество политически ангажированных художников использовали свой опыт в пропаганде социальных изменений. Дизайнеры были задействованы во многих государственных и политических движениях молодежи. Они занимались дизайном униформ и проектировкой интерьеров юношеских клубов. Дети стали объектом потребления со стороны взрослых. В это же время формируется оппозиционная сила дизайнеров, которые преподносили дизайн в качестве терапевтического средства для детей, пострадавших во время войны.                             

600true thumbnails under 400false false 500http://kidsaround.org/wp-content/plugins/thethe-image-slider/style/skins/white-square-1
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide2
    Double-page spread from the book Mon Alphabet. 1940
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide1
    C. M. Settimana del Balilla 5–10 Dicembre XIV Genova (Balilla youth movement week, December 5–10, 1936 Genoa). 1935
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide3
    Figli della Lupa (Sons of the Wolf) tableware set. 1930s
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide4
    Friedl Dicker. So sieht sie aus, mein Kind, diese Welt (This is how the world looks, my child). 1932-33
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide5
    Gioco delle 3 oche (Game of the 3 geese). 1944
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide6
    Gloria Caranica. Child’s rocker. 1970
  • 5000 slideright true 50 bottom 10
    Slide7
    Graf Zeppelin. 1930
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide8
    Lucienne Bloch. Study for The Cycle of a Woman’s Life. 1935
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide9
    Page from the book Deti i Lenin (Children and Lenin). Gustav Klutsis and Sergei Senkin. 1924
  • 5000 slideright true 50 bottom 10
    Slide10
    SAKAMPF board game. 1933
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide11
    USSR. Die Russische Austellung. Poster for exhibition at the kunstgewerbemuseum, Zurich. El Lissitzky, 1929
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide12
    Werner John. Kinder Verkehrs Garten (Children’s traffic garden), poster advertising a children’s traffic school. 1959
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Регенерация. 1940-1960

После Второй мировой войны мир захлестнула волна надежды. Началась реконструкция в сознании людей. Теперь во всем мире дети рассматриваются как ключ к построению нового равноправного общества. Стремительная продажа игрушек способствовала экономическому росту и дебатам на тему дизайна. Люди хотели как можно быстрее избавиться от милитаристических образов, расовых и гендерных стереотипов. Международные группы детских психологов и дизайнеров объединялись для создания «хороших» игрушек, которые были бы добрыми и качественными.

600true thumbnails under 400false false 500http://kidsaround.org/wp-content/plugins/thethe-image-slider/style/skins/white-square-1
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide1
    1 Maja (May Day). Roman Cieslewicz. 1956
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide2
    Child's chair. Ray and Charles Eames. 1944
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide3
    Cover of the book Vegetabull. Jan Le witt. 1956
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide4
    Hang-it-All. Ray and Charles Eames.1953
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide5
    Juliet Kepes. Preparatory drawing for playroom mural in Kepes House, Cambridge, Massachusetts. 1949
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide6
    Lego building bricks. Godfred Kirk Christiansen. 1954-58
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide7
    Monkey. Kay Bojesen. 1958
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide8
    Nicke, dachshund pull toy. Brio. 1960
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide9
    Rocking Chair. Hans Brock Hage and Erwin Andra. 1950
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide10
    Rooftop kindergarten. Unite d'habitation. Marseille. Le Corbuiser. 1947-52
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide11
    School desk. Arne Jacobsen.1955
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide12
    School desk. Jean Prouve.1946
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide13
    The Bamboozler child's clothes tree. Richard Neagle. 1953
  • 5000 slideright true 50 bottom 10
    Slide14
    Tin toy cars.1958
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide15
    Toy car with women's brigade. Viktor Fixl.1958
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Активная игра. 1960-1990

Восстановление мировой экономики после войны способствовало росту производства детских товаров. В этот период ребенок становится полноправным участником потребительского рынка. На прилавках магазинов появляются яркие качественные игрушки, мир начинает погружаться в океан глобальных брендов и компании. Новые технологии, широкий ассортимент и реклама стимулируют родителей к приобретению новых товаров.                                                               

600true thumbnails under 400false false 500http://kidsaround.org/wp-content/plugins/thethe-image-slider/style/skins/white-square-1
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide1
    Boys in a Glasgow back court show off their Christmas presents, which include astronaut suits and Space Hoppers. 1970
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide2
    Capsela 700 construction set. 1978
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide3
    Eero Aarnio. Puppy, from the Me Too collection. 2005
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide4
    Gaetano Pesce. Crosby chair. 1998
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide5
    Hajime Sorayama. Aibo Entertainment Robot (ERS-110). 1999
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide6
    Jonathan De Pas, Donato D’Urbino, Giorgio DeCurso, and Paolo Lomazzi. Chica modular children’s chairs. 1971
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide7
    Libuše Niklová. Train dispatcher, Barbórka, chimney sweeper, nurse, doctor, motorcyclist, lion tamer, and cosmonaut. 1964; Hanka. 1958–59
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide8
    Mary Blair. Concept art for “it’s a small world” attraction. 1963
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide9
    Monika Mulder. IKEA PS LÖMSK swivel chair. 2003
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide10
    Roger Limbrick. Space Station and Space Rocket cardboard toys. 1968
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide11
    School and playground Playmobil toys. 1970s–80s
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide12
    Stiletto Studios. Melina, the artist’s daughter sitting in his “Short Rest” multiple. 1989. Photograph by Maria Zastrow, 2010.
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide13
    Zdeněk Němeček. Sputnik play sculpture. 1959
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Создание лучшего мира. 1960-2000

В современном мире господствует несправедливость, о которой остро свидетельствуют миллионы голодающих и больных детей, детское рабство, ужасные условия жизни и работы. Часть этих проблем возникла задолго до ХХ века, а часть является результатом последних политических и социокультурных изменений, которые в некоторой степени могут быть связаны с дизайном. Например, штурмовая винтовка АК-47, разработанная в Советском Союзе, настолько легкая и простая, что может быть в руках восьмилетних детей-солдатов. Такие вопиющие проблемы не могли остаться незамеченными в кругу дизайнеров, бросившим вызов авторитарным и коммерческим структурам. Художники предлагают миру альтернативные условия жизни, стремление к этичным и культурным ценностям. В мире находит признание гуманный дизайн.

600true thumbnails under 600true false 500http://kidsaround.org/wp-content/plugins/thethe-image-slider/style/skins/white-square-1
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide1
    Colin Greenly. Design for Wishbone House, winning design from the Corcoran Gallery School of Art’s National Playground Sculpture Competition. 1967
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide2
    Katsumi Komagata. View of the book Plis et plans (Folds and planes). 2000
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide3
    Lorraine Schneider. War is Not Healthy for Children and Other Living Things. 1966
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide4
    Paul Rand. Poster for SOS Children’s Village. 1996
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide5
    Peter Opsvik. “Maxi” set including Tripp Trapp chair. 1972
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide6
    Renate Müller. Modular indoor play area. 1985
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide7
    Richard Dattner. Plan for an adventure playground, Central Park, New York. 1966
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide8
    Rubik's Cube. Erno Rubik. 1974
  • 5000 slideright true 60 bottom 10
    Slide9
    UNICEF poster. Jukka Veistola.1969
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Leave a Reply