Авангард и дети

Художественные и образовательные реформы, открывшие двадцатое столетие, задали тон авангардному течению во многих странах Европы. Работы художников, одновременно творивших в разных уголках старого континента, несмотря на всю пестроту и разнообразие, имели много общего. Несмотря на то, что авангардные течения в искусстве были характерны для всех переходных периодов в истории, лишь в начале ХХ века термин «авангард» стал обозначать мощный феномен художественной культуры, охвативший практически все виды творческой деятельности.

Итальянские футуристы, группа Де Стейл  (De Stijl) в Нидерландах, немецкие архитекторы экспрессионисты, модернисты Чехословакии, учителя и студенты школы  Баухаус, все они способствовали распространению модерна непосредственно в дизайне.

Последователи Нового художественного стиля смотрели на мир «невинными глазами» ребенка, они стремительно избавлялись от лишних орнаментов и деталей, постепенно возвращаясь к чистым формам человеческого опыта и языка. Наивная детская любознательность, неподдельный интерес к окружающему миру лег в основу модели для творческих экспериментов и для исследования социальных отношений, выявления абсурда в этих отношениях. Появилась резко отрицательная материалистическая позиция: художники начали поиск духовного и Духа, как спасение от разрушающего культуру засилья сциентизма и материализма.

Художники научились смотреть на мир глазами ребенка и сквозь призму нового незаангажированного художественно-эстетического сознания, с помощью форм они начали формировать новое общество. Язык форм стал языком духа. Необычная мебель, игрушки, интерьеры и книги дизайнеров-авангардистов помогали освободить фантазию и способствовали реконструкции общества.

Children's furniture. Cor Alons. 1926-27

Детская мебель, диз. Кор Алонс (Cor Alons), 1926-27

Child's wheelbarrow. Gerrit Rietveld. 1923

Каталка, диз. Геррит Ритвельд (Gerrit Rietveld), 1923

Cover of Vchera i Segodnia vy Samuil Marshak. Vladimir Lebedev

Обложка книги Самуила Маршака “Вчера и сегодня”, диз. Владимир Лебедев

Dandanah - the fairy palace. Bruno Taut. 1919-20 Dandanah - the fairy palace. Bruno Taut. 1919-1920

Сказочный дворец Dandanah, диз. Бруно Таут (Bruno Taut), 1919-1920 1919-1920

Decorative panel. Giacomo Balla. 1918

Декоративная панель, Джаконо Балла, 1918

Design for child's bedroom. Giacomo Balla. 1917-18

Интерьер детской спальни, Джаконо Балла, 1917-18

Child's wardrobe. Giacono Balla. 1918

Детский гардероб, диз. Джаконо Балла (Giacono Balla), 1918

Gift_6_by_Friedrich_Fröbel

Знаменитые дары Фребеля, на которых воспитывался Френк Ллойд Райт. Дар №6

Haus am Horn nursery furniture. Alma Siedoff-Buscher. 1923-24

Мебель для детской комнаты Haus am Horn, диз. Альма Сидхоф-Бушер (Alma Siedhoff-Buscher), 1923-24

Hermann_Finsterlin_Eight_ Assembled_ Objects_1914

Восемь объектов, диз. Герман Финстерлин (Hermann Finsterlin), 1914

Joseph_Hartwig_Bauhaus_Chess_Set_1922

Шахматы, диз. Йозеф Хартвиг (Joseph Hartwig), 1922

Lyonel Feininger. Train 1913, buildings 1925

Поезд (1913) и здания (1925), Лионель Фейнингер (Lyonel Feininger)

Minka Podhajska_set_of_small_money_boxes_1930

Миниатюрные копилки, диз. Минка Подхайска (Minka Podhajska), 1930

Otto_Morach_dada_puppets_1918

Марионетки дада, диз. Отто Морач (Otto Morach), диз. 1918

Rhinoceros toy. Ladislav Sutnar.1930

Риноцерос. Ладислав Сутнар (Ladislav Sutnar), 1930

Series of personifications of childhood misdeeds. Mina Podhajska. 1930

Персонажи. Mina Podhajska. 1930

Teaching_materials_conceived_and_commissioned_by_Maria_Montessori_1925

Обучающие материалы, разработанные Марией Монтессори (Maria Montessori), 1925

The_Hesitant_Car

 

“Неустойчивый автомобиль”

Очень большое влияние на духовную культуру послевоенной Европы оказал австрийский философ, социальный реформатор, педагог и архитектор Рудольф Штейнер (Rudolf  Steiner).

Рисунок, сделанный Рудольфом Штейнером во время лекции по антропософии. 1924

Рисунок, сделанный Рудольфом Штейнером во время лекции по антропософии. 1924

Как основоположник антропософского движения, он работал в различных областях искусства, включая театр и архитектуру. Кульминацией этой деятельности стало создание культурного центра – Гетеанума. Здание Гетеанума, было спроектировано Рудольфом Штейнером в соответствии с основными принципами органической архитектуры, и впоследствии получило положительные отзывы Фрэнка Ллойда Райта, Хенри Клеманса ван де Велде и других представителей модернистской и органической архитектуры. По задумке Штейнера, монументальное здание Гетеанума с двойным деревянным куполом, воплощает Вселенную, где каждый элемент, форма и цвет, тесно связаны между собой, а также с окружающей средой. Породы дерева для облицовки внутренних помещений подбирались как для музыкального инструмента, для того, чтобы были ощутимы вибрации каждого вида искусств.

Вследствие поджога в ночь с 31 декабря 1922 на 1 января 1923 года этот шедевр органической архитектуры был полностью уничтожен.

Первый_Гётеанум

 

Здание первого Гётеанум

 Сразу после трагедии, на месте первого культурного центра Рудольф Штейнер начал проектировать второй Гетеанум. Концепция нового здания осталась прежней, изменился только строительный материал: на этот раз Гетеанум был полностью вылит из нового в то время материала – железобетона. Массивное здание с текучими формами, как снаружи, так и внутри не имеет ни одного прямого угла, здесь господствует гармония.

второй_Гётеанум

 

Второй Гётеанум


Leave a Reply